Отправить письмо
Отправить

Из истории Богословского кладбища

Богословское кладбище старейшее на Пискаревке. Территорию некрополя с юга ограничивает проспект Мечникова, с севера – ветка Финляндской железной дороги. Его история органично вплетена в канву событий и явлений, происходивших здесь на протяжении столетий…

По своему местоположению Богословское кладбище исторически предназначалось для жителей Выборгской стороны. Так называли северный берег Невы в том месте, где от нее отходит Большая Невка. Отсюда начиналась дорога на Выборг – в шведские владения, вошедшие после Северной войны в состав России. Освоение Выборгской стороны началось в первые годы основания Петербурга. Здесь Петр I выбрал место для строительства морского и сухопутного госпиталей, основанных в 1710-е гг. Проект монументального здания на берегу Невы разработал гений архитектурной мысли - Доменико Трезини, предполагавший также возвести в центре церковь с двумя высокими колокольнями (ее строительство так и не было завершено). В XVIII веке на огромной территории военных госпиталей сложился крупнейший медицинский центр, на базе которого при Павле I в 1733 году была учреждена Медико-хирургическая академия.

Выше по течению Невы находились компанейская и бочарная слободы, где жили работавшие для армии пивовары и бондари. Рядом с приходской Спасо-Бочаринской церковью существовало, вероятно, свое небольшое кладбище. До 1740-х гг. неподалеку располагались казачьи слободы, позднее на этой территории была устроена артиллерийская лаборатория с полигоном, вследствие чего люди избегали здесь селиться.

Вниз по течению Большой Невки, к северу от военных госпиталей, стояли деревянные домики строительного батальона, существовавшие еще со времени Канцелярии городовых дел. Между батальонной слободой и «гошпиталью» возвышалась церковь св. Сампсония Странноприимца, возведенная в память победы под Полтавой. Возле нее находилось первое городское кладбище Петербурга. Оно предназначалось для всех горожан, независимо от их благосостояния. Места на нем предоставлялись бесплатно.

В описаниях Санкт-Петербургской епархии сообщается, что в первой половине XVIII века, «кроме кладбища в ограде, церкви св. Сампсония принадлежит и другое кладбище с церковью Иоанна Богослова», расположенное в полутора верстах от нее. Время возникновения первого Богословского кладбища трудно установить, главным образом из-за его частого отождествления с небольшим госпитальным кладбищем, где хоронили умерших в военных больницах.

Более-менее регулярно сведения о старом Богословском кладбище начинают появляться со второй половины XVIII в., с момента, когда 21 августа 1774 года была отмежевана земля под кладбище от дачи тайного советника Г.Н. Теплова в количестве трех десятин и двух тысяч трехсот четырех квадратных сажень. Вероятно, речь шла о расширении старого кладбища. Усадьба Теплова (впоследствии Кушелевых-Безбородко) располагалась в районе Кушелевки и Полюстрово. В этой местности, вблизи так называемого Куликова поля (сейчас это пересечение Арсенальной и Минеральной улиц), и находилось старое Богословское кладбище. В 1779 г. церковь Иоанна Богослова считалась упраздненной, утварь из нее была передана в Смоленскую кладбищенскую церковь. Годом ранее Петербургское губернское правление так сообщало в Духовную консисторию, что «на Выборгской стороне, в даче графа Александра Андреевича Безбородко, в мелком лесу стоит без всякого присмотра пустая, ветхая, не имеющая ни иконостаса, ни образов Иоанно-Богословская церковь - она служит пристанищем для беглых людей».

По приказу императрицы Екатерины II церковь разобрали, бревна передали Сергиевскому всей артиллерии собору. Кладбище при храме, необходимое жителям Выборгской стороны, продолжало существовать, хотя у Духовной консистории было намерение «ввиду отдаленности этого кладбища, а также крайних неудобств в сообщении в осенне-весеннее время», отмежевать из казенных земель другое место, ближе к Сампсониевской церкви. Однако это так и не сделали.

Состояние старого кладбища было плачевным. Военный министр граф А.И. Чернышев 24 июня 1832 г. отмечал: «На Богословском кладбище за неимением ограды кости человеческие обнажаются хищными зверями и пасется городское стадо, а потому погребение там воинов, подвизавшихся во славу Отечества, весьма неприлично». Он имел в виду солдат, умерших в военных госпиталях и Медико-хирургической академии. В результате военные захоронения перенесли на Большеохтинское.

Во время эпидемии холеры 1831 г. на Куликовом поле, близ Богословского кладбища, было выбрано место для захоронения людей, умерших от этой страшной болезни. На рубеже 1840-х гг. появляются сообщения, что расширить холерное кладбище за счет покупки соседних земель не удается. Старое Богословское кладбище прекратило существование.

В конце XVIII начале XIX вв. Выборгская сторона превратилась в крупную промышленную зону Петербурга. Одним из первых вырос комплекс новых зданий завода Арсенал, появились фабрики, была проложена Финляндская железная дорога, соединившая город с Гельсингфорсом. Заметно увеличилась и численность населения. Так в 1869 г. здесь уже проживало свыше тридцати двух тысяч человек. Для сравнения в 1762 г. эта цифра была гораздо скромнее – всего пять тысяч сто два жителя.

Весной 1841 г. последовало высочайшее повеление Николая I об открытии нового кладбища на Выборгской стороне. С этой целью оказалось «выгодно для города приобретение земли у вдовы Мейер» - в количестве 24 000 квадратных саженей. Новое кладбище стали называть Богословским, так же как упраздненное на Куликовом поле. 29 апреля 1844 утвержден проект каменной церкви, разработанный архитектором Синода. К сожалению, средств на реализацию проекта не нашлось – он остался лишь на бумаге. В 1853–1854 была выстроена крошечная двухэтажная часовня, где с 1863 отпевали погребаемых. Приход приписали к Спасо-Бочаринской церкви.

Судя по планам 1880-х гг., Богословское кладбище было разделено на пять неравных частей, две из которых отдали под захоронения морскому и сухопутному госпиталям, две (так называемое «вольное кладбище») предназначали для жителей Выборгской стороны, а пятая часть оставалась свободной. Хоронили на кладбище бедных прихожан Сампсониевской и Спасо-Бочаринской церквей, а также умерших в Пантелеймоновской больнице для душевнобольных на станции Удельной.

Уже в 1880 г. Городская управа планировала закрыть Богословское кладбище. Этого не произошло. Однако порядки на кладбище оставались неудовлетворительными. В документах того времени отмечалось, что здесь нет церковного старосты, приходно-расходных книг и невозможно контролировать средства кладбища. В середине 1910 г. возник вопрос о самостоятельности Богословского кладбища, до того приписанного к Спасо-Бочаринской церкви, доходы которой напрямую зависели от его деятельности, поэтому приходской клир противился отделению кладбища. Имущественные споры продолжались и после вынесения соответствующего определения.

В 1914 г., наконец, решили приспособить кладбищенскую часовню под временную церковь. Был выдан переносной антиминс, и здесь начали служить литургии. Одновременно архитектор В. Н. Бобров разработал план деревянного трехпридельного храма, заложенного 22 мая 1915 г. митрополитом Питиримом. Деньги (около 40 тыс. руб.) на ее постройку «в память воинов, павших в текущую войну», дали епархия, Смоленское кладбище и император Николай II. В сооружении за основу проекта были взяты сельские храмы: шатровые, характерные для Северной Руси и прикарпатские, типичные для Польши. Однако Бобров заметно стилизовал свой прототип, добиваясь прежде всего живописно-декоративного эффекта, к которому архитектура того времени не очень стремилась.

26 ноября 1916 г. епископ Ямбургский Анастасий освятил главный придел церкви святого Иоанна Богослова. К сожалению, эта уникальная постройка не сохранилась до наших дней.

В 1928 территорию кладбища вновь значительно расширили. Однако атеистическая эпоха диктовала свои условия. В апреле 1930 г. в Выборгский райсовет обратились рабочие Финляндской железной дороги с требованием переименовать «Иваново-Богословское» кладбище и улицу, названные так в честь святого, в «Карьерное», так как здесь находились песчаные карьеры. Акция не состоялась, историческое название было сохранено. Однако в апреле 1938 г. Богословскую церковь закрыли и через месяц снесли вместе с прилегающей частью кладбища, так как она находилась «в зоне военной организации». Часть имущества передали в Музей истории религии и Госфонд.

В годы Великой Отечественной войны Богословское кладбище стало местом массовых захоронений ленинградцев, погибших от голода, холода и артобстрелов. Сухие цифры статистики говорят о трагедии тех дней красноречивее любых слов. Так, например, в феврале 1942 года было принято решение об использовании под братскую могилу песочного карьера, находящегося на Богословском кладбище. Всего за пять дней он был доверху заполнен 60 тысячами трупов. Это место известно, как Холм славы. Общее же число похороненных здесь жителей блокадного города и защитников Ленинградского фронта превышает 100 тысяч человек, уступая по численности лишь Пискаревскому мемориалу. Сюда часто приходят люди - поклониться братским могилам, возложить цветы и почтить память героев, павших в годы ВОВ.

Несмотря на почтенный полуторавековой возраст, современное Богословское кладбище представляет собой главным образом некрополь советского времени. Надгробий дореволюционного периода почти не сохранилось. В послевоенные годы кладбище находилось в катастрофическом состоянии. Большую часть памятников составляли деревянные кресты, которые сожгли в блокаду, тогда же были сколоты мемориальные мраморные таблички. Сейчас оно полностью обновлено, озеленено, благоустроено. Особый колорит этому «ленинградскому» некрополю придают березы.

Из наиболее значительных захоронений Богословского кладбища, определяющих исторический интерес к нему, следует отметить могилы героя Великой Отечественной войны подводника А.И. Маринеско, выдающегося дирижера Е.А. Мравинского, детского писателя В.В. Бианки и драматурга-сказочника Е.Л. Шварца. В северной части кладбища, на Братской дорожке похоронен легендарный рок-музыкант Виктор Цой.

В 2000 году на Богословском кладбище была устроена небольшая деревянная церковь - квадратный в плане сруб с четырехскатной крышей. Такой стиль постройки называется -  ретроспективизм. Он основан на понимании и осмыслении архитектурного наследия прошлых эпох – от древнерусского зодчества и ренессанса до классицизма первой трети девятнадцатого столетия (ампира). Церковь Иоанна Богослова, сохраняя аутентичный облик, и поныне предстает перед нами в виде маленькой бревенчатой красавицы.

Само Богословское кладбище сейчас считается полузакрытым. Под сенью сосен и берез оно бережно хранит воспоминания о пережитом…

Анна Мигунова