Отправить письмо
Отправить

Мастерская Леонида Шервуда

Среди новостроек у железнодорожной станции Пискаревка по соседству с новой высоткой на Брюсовской улице у дома № 6 невозможно пройти мимо руин довольно необычного старого здания. Это все, что осталось от мастерской замечательного скульптора Леонида Владимировича Шервуда.

Леонид Шервуд принадлежал к знаменитой династии, родоначальником которой являлся вызванный в 1801 году из Англии по приглашению Павла I мануфактурщик Вильям (переименованный в Василия) Шервуд.

Первоначальное художественное образование будущий скульптор получил в мастерской своего отца, потом учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а впоследствии закончил с золотой медалью Академию художеств в Петербурге. Стажировку он продолжил в 1899 – 1900 годах в Италии и в Париже, куда приехал в качестве «пенсионера» академии. Первой работой Леонида Шервуда, выполненной им после возвращения на родину, стал гипсовый бюст А. С. Пушкина для рабочей читальни за Невской заставой.

Известность и славу принес Шервуду открытый в июне 1913 года в присутствии государя Николая II памятник адмиралу С. О. Макарову на Якорной площади в Кронштадте. Это был единственный государственный заказ, после которого он смог купить себе землю и начать строить мастерскую.

Леонид Владимирович обосновался неподалеку от железнодорожной станции Пискаревка, появившейся в том же 1913 году. У землевладельца Сазонова был куплен участок на пересечении Сазоновской и Ростиславской улиц. (Свои названия эти улицы вели от фамилии самого землевладельца и имени его сына.)

Для строительства дома-мастерской была выбрана далекая окраина, так как по своим убеждениям Леонид Владимирович был толстовцем – хотел уйти подальше от городской цивилизации, быть ближе к земле и первозданной природе. На участке ничего особо не выращивал – только цветы и сирень.

Мастерская, спроектированная Шервудом и построенная при его прямом участии из блоков туфа, была одной из самых больших в городе - служила предметом зависти других скульпторов. Площадь рабочего зала составляла около 40 кв. метров, а стеклянный купол располагался на высоте двухэтажного дома. Благодаря чему в мастерской обеспечивалось хорошее равномерное освещение, что очень важно при ваянии. Находящиеся в работе массивные скульптуры располагались на вращающемся круглом верстаке, а для их перемещения вверх и по горизонтали использовался массивный блок с цепью. Благодаря этим приспособлениям человек без чьей-либо помощи мог перемещать скульптуры вручную.

К рабочему залу мастерской примыкало помещение, где хранились инструмент и материалы. За ним находился хозяйственный двор, в котором находились готовые к отправке заказчику скульптуры.

После революции Шервуд был привлечен к осуществлению плана ленинской «монументальной пропаганды». Он стал автором памятников А. Н. Радищеву и А. И. Герцену. Первый из них установили в 1918 году в проломе решетки у Зимнего дворца, второй в 1919 году возле Литейного моста. Оба памятника были выполнены из недолговечных материалов и просуществовали недолго.

Впоследствии Шервуд не раз обращался к теме нового, «советского», человека. Воплощением этой идеи стали «Комсомолка» и «Рабочий-бетонщик» (оба 1927 г.), а также «Тяжелая индустрия» (1937 г.). К тому же времени относился и памятник лауреату Нобелевской премии микробиологу И. И. Мечникову, установленный в 1936 году на территории больницы, названной его именем.

Леониду Шервуду приходилось лепить и вождей, но основным объектом его творчества были люди искусства – художники, артисты, литераторы. В мастерскую нередко заглядывали известные люди. До революции бывал Федор Шаляпин, который даже брал у него уроки ваяния, а в числе довоенных посетителей значились знаменитые артисты Борис Чирков и Николай Черкасов.

Значительным достижением мастера была признана скульптура «Часовой», представленная в 1933 году на выставке к 15-летию Красной Армии, ставшая каноническим образцом соцреалистической скульптуры.

В начале войны, осенью 1941 года, Леонид Шервуд эвакуировался из города, и мастерская опустела. Осколки зенитных снарядов разбили стеклянную крышу, многие скульптурные модели были повреждены.

Мастер вернулся в Ленинград только в 1946 году. Последней его работой стала скульптурная группа под названием «Гимн Победе», выполненная в 1947 году и навеянная поэмой «Василий Теркин».

После смерти Шервуда в 1954 году наследники продали мастерскую скульптору Константину Симуну. После того как в 1988 году он эмигрировал в США, помещение стало бесхозным. Чего здесь только не было – вплоть до пункта приема стеклотары. Затем здание много лет пустовало и разрушалось. Сегодня оно находится в катастрофическом состоянии: видны следы пожара, крыша провалилась, часть стен разрушена. Такова судьба знаменитой мастерской, в которой трудился один из созидателей культурного наследия города.